tasya | Дата: Четверг, 12 Сентября 2013, 14:42 | Сообщение # 1 |
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 3890
Статус: Offline
| Что такое домашняя еврейская кухня, я, ребенок 80-х, узнавала в большей степени из литературы. И дожидалась субботы или визита к бабушкам, чтобы увидеть все своими глазами, попробовать и убедиться, что это бывает на самом деле. Когда мне исполнилось 12 лет (бат-мицва — возраст еврейского совершеннолетия), родители отправили меня к знакомым в Ленинград. На вечернюю субботнюю трапезу нас пригласила в гости семья раввина Когана — он был местный резник, официально тогда, разумеется, об этом практически никто не знал. Именно у них я увидела то, что является нормой для традиционных еврейских семей вечером в пятницу и в течение всего субботнего дня: изобилие и тихая красота стола.
Суббота — еженедельный праздник в еврейской семье. Приготовления к ней начинаются еще в воскресенье, в первый день недели. Хозяйки убирают дом, чистят и моют посуду, решают, что будут подавать вечером в пятницу. Всю пятницу готовят еду (ведь на следующий день будет нельзя готовить на огне), убирают последние пылинки, с заходом солнца надевают праздничную одежду. Мать семейства зажигает свечи, отправляет мужа и сыновей встречать Субботу в синагогу, накрывает праздничный стол и прекращает все свои дела. Когда мужчины возвращаются, на столе лежат халы, накрытые специальной салфеткой, подано вино и бокалы, все остальное тоже готово к началу трапезы.
В Субботу устраивают три праздничных стола: вечером в пятницу, утром или днем в субботу и последний — на исходе дня. Первые трапезы начинаются, как и в другие праздники, с освящения дня — кидуша, произнесения благословений на вино: «Благословен ты, Царь Вселенной, освящающий Субботу». Часто перед тем как начать трапезу благословляют и детей, желают им всяческого благополучия. После кидуша следует омовение рук, благословение хлеба, который обмакивают в соль (в осенние праздники — в мед), и начинается первая перемена блюд.
Закон не разрешает разогревать пищу по субботам на открытом огне, но с другой стороны — еда, которую подают на стол, должна быть вкусной и питательной. В каждой еврейской общине есть свои уникальные блюда, которыми можно насытиться как холодными, так и теплыми, а также те, которые можно поставить в печь на всю ночь и утром достать горячими, — хамин, чолнт, кугели и запеканки.
Тот же Закон, свято оберегающий субботний отдых, не рекомендует правоверному еврею заниматься трудом, а одним из понятий «труда» является перебор чего-либо, разбор по частям. Мудрые еврейские женщины и здесь нашли выход, они изобрели фаршированную рыбу, тефтели, рубленые котлеты... Из всего этого просто не нужно вынимать косточки.
Не счесть рассказов о праведниках, которые бережно сохраняли к Субботе все самое лучшее, что могли найти, и в награду находили, к примеру, бриллиантовые кольца в рыбьей утробе... Увы, в наше время неосторожные капитаны не бросают в море бриллианты, но вот приготовить и подать на стол вкусные блюда в наших силах, и делаем мы для этого все возможное и невозможное. Каждую неделю мы делаем покупки, прикидываем, чем бы удивить родных и близких. И нет для еврейской мамочки лучшей награды, чем благодарные охи и ахи гостей, сидящих за столом. Даже если это случайный стол, который мы накрываем в пустыне, и к обеду подаем только манну небесную.
|
|
| |